Большинство разногласий с налоговиками после проведения проверок можно решить в досудебном порядке

Дата публикации: 18.04.2014 03:38 (архив)

Что делать, если плательщик не согласен с позицией налоговой инспекции? Направить обращение в Управление ФНС России по Амурской области. Таковы правила досудебного порядка урегулирования споров, который, начиная с 2014 года, действует в отношении любых ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц.

 
То есть, если налогоплательщик полагает, что при выставлении требования, осуществлении мероприятий налогового контроля, вынесении решений о приостановлении операций по счетам и прочих действий налоговиков, которые регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), нарушены его права, он должен попытаться урегулировать спорную ситуацию внутри налоговой службы. Как это сделать, подробно прописано в гл. 19 НК РФ, обновленной Федеральным законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ.
 
Если же речь идет об обращениях граждан, содержащих просьбу разъяснить порядок налогообложения или информацию об ошибках в полученных уведомлениях, то такие документы рассматриваются в соответствии с положениями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
 
Помимо этого, обязательный досудебный порядок обжалования ненормативных актов налогового органа не распространяется на постановления по делу об административном правонарушении, так как для этой категории споров порядок обжалования закреплен главой 30 КоАП РФ.
 
Одним из приоритетных направлений работы налоговой службы области является сокращение числа жалоб, поступающих от плательщиков, путем своевременного урегулирования возникающих спорных ситуаций, а также информирования о правилах досудебного порядка. Для этого в апреле 2014 года налоговыми инспекциями области организациям и предпринимателям, подключенным к системе сдачи отчетности по электронным каналам связи, направлено информационное письмо о возможности подачи жалобы и рассмотрения ее результатов через сайт ФНС России.
 
Электронные сервисы сайта ФНС России www.nalog.ru значительно облегчают взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов в вопросах досудебного урегулирования споров. Один из них - «Обратиться в ФНС России» - позволяет физическим и юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям оперативно направить свое обращение или жалобу напрямую в налоговое Управление.
 
Налоговики рассмотрят претензию плательщика и ответят в электронном виде или почтовым отправлением на указанный адрес – в зависимости от выбранного способа доставки ответа. Главное, чтобы в запросе были соблюдены все требования к жалобе, прописанные в статьях 138-139 главы 19 НК РФ.
 
Узнать о ходе рассмотрения обращения позволит Интернет-сервис «Узнай о жалобе». Плательщикам достаточно указать в специальной форме свой статус (физическое или юридическое лицо), фамилию, имя, наименование организации, ИНН. В итоге граждане получат сведения о дате поступления, входящем номере, сроке и результатах рассмотрения жалобы. Информация по каждому обращению обновляется ежедневно. Таким образом, сервис позволяет гражданам и организациям онлайн узнать о ходе и результатах рассмотрения обращений, избавив от необходимости лично обращаться в налоговую службу.